Содержание:
- От идеи до олимпиады: история и принципы единоборства
- Основные приёмы и техники дзюдо
- Как проходят соревнования
- Развитие дзюдо в Беларуси и мире
Рэй (яп. 礼) – приветствие из дзюдо.
Философия боевого искусства и эффективность приемов привлекает последователей по всему миру: спортсмены изучают технику бросков, захватов и болевых приёмов, а также представляют свои страны на чемпионатах и Олимпийских играх. Читайте, что значит «дзюдо», как единоборство распространялось по миру, чем отличается спортивная и традиционная форма и кто считается победителем в схватке.
От идеи до олимпиады: история и принципы единоборства
Дзюдо как вид единоборства появилось в 1882 году в Японии, основой для него послужило боевое искусство – дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Основоположник дзюдо – Дзигоро Кано – совместил приёмы из арсенала самураев и японских солдат, которые применялись, когда оружие становилось неэффективным, и подкрепил технические действия жизнеполагающими принципами. Дзюдо возникло не просто как искусство самообороны, а как образ жизни со своей философией, в основе которой лежало совершенствование личности.
Чтобы распространять боевое искусство и обучать последователей, Дзигоро Кано – признанный мастер джиу-джитсу и по совместительству преподаватель литературы – создал школу в буддистском храме и назвал её «Кодокан». Двери альма-матер дзюдо изначально были открыты для мужчин (секции для женщин появились в 1926 году). Для всех новобранцев, желающих изучать единоборство, сенсей разработал клятву, состоящую из 5 пунктов:
- Раз я решил посвятить себя дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
- Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» – школы.
- Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
- Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
- Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
На основе приёмов из джиу-джитсу Дзигоро Кано описал собственную методику дзюдо, исключив опасные для жизни элементы и удары (кроме формы ката), и обучал своих последователей побеждать с минимальным применением силы, не забывая суть дзюдо – «мягкого пути». Чтобы победить в схватке, борец должен соблюдать дисциплину в дзюдо и следовать основным принципам.
«Поддаться, чтобы победить»
В основу этого принципа легла аналогия с деревьями после снегопада: тяжёлые ветви ломаются под тяжестью снега, а тонкие – гнутся, сбрасывают груз и остаются несломленными. Опираясь на принцип, победить в хватке может соперник с меньшим весом и силой, если он имеет собственную стратегию борьбы и не боится принять атаку, чтобы техническими действиями вывести соперника из равновесия. На заре зарождения дзюдо считалось, что физические показатели не имеют значения в схватке и соревнования проходили только в абсолютной весовой категории – между борцами любого веса и роста, а с распространением восточного единоборства по миру борцов начали делить по весу.
Развитие тела и духа
Развитие ученика «Кодокана» не останавливалось в дверях школы, дзюдоист придерживался кодекса чести и в повседневной жизни: почитал своих родителей и старших, помогал слабым, был вежливым и скромным, уважал традиции своего народа и страны. Сам Дзигоро Кано говорил, что принцип может быть применен для исправления дефектов и совершенствования человеческого тела, для улучшения питания, одежды, жилища, общественных отношений – всего того, что сделает человека здоровым и приносящим пользу обществу.Уважение и взаимопомощь
В дзюдо нет место агрессии и умышленному причинению вреда здоровью соперника: любой удар, даже нанесённый случайно, на соревнованиях может стать причиной дисквалификации. Атэми-вадза – ударная техника – применяется только в спортивном дзюдо в форме ката и запрещена на открытых соревнованиях.
Благодаря стараниям Кано и движению за возрождение традиционных воинских искусств – будо – дзюдо обрело популярность в Японии: изучалось в военных и полицейских академиях, а позднее было включено в школьную программу, что увеличило число последователей и интерес к единоборству.

Количество школ начало увеличиваться, к дзюдо проявляли интерес иностранные спортсмены и в начале XX века клубы дзюдо появились в Европе и Америке. Последователи Дзигоро Кано расширяли географию единоборства, демонстрируя техники в разных странах. Поклонником японского единоборства стал президент США Теодор Рузвельт, для которого Кано направил в США своего приемника. Также искусством борьбы без оружия заинтересовался Рабиндранат Тагор, по просьбе которого учителя дзюдо направили в университет Индии.
Первые полномасштабные международные соревнования прошли в Токио в 1932 году. В 1951 году основалась Международная федерация дзюдо, в этом же году прошёл первый чемпионат Европы, а через 5 лет – первый чемпионат мира, в котором соревновались представители 21 страны.
Решающим событием, признающим дзюдо как спорт, стало включение единоборства в Олимпийские игры: состязания среди мужчин проходили с 1964 года, женщины вошли в списки с 1992 года. «Мягкий путь» не теряет своей популярности и в XXI веке: членство в Международной федерации дзюдо имеют 198 стран и 20 миллионов человек по всему миру придерживаются принципов Дзигоро Кано.
Основные приёмы и техники дзюдо
Основу технических действий в дзюдо составляют броски, сковывания, удушающие и болевые приёмы, а также некоторые виды ударов. Следуя принципам, сформированным Кано, технические действия в дзюдо направлены больше на самооборону, чем на атаку соперника, а многообразие приёмов позволяет дзюдоисту выработать собственную тактику ведения боя, учитывая собственные силы и физические показатели, а также слабые места соперника, чтобы комплексом приёмов вывести его из равновесия и заработать высшую оценку за мастерство борьбы.
Суть борьбы дзюдо заключается в отражении силы соперника без агрессии, поэтому на тренировках и соревнованиях дзюдоистам запрещено намеренно причинять боль сопернику, проявлять неуважение (словами и жестами), а также применять следующие действия:
- проводить захваты ниже пояса в стойке (за полы дзюдоги, ноги, ступни и штанины);
- хватать дзюдогу зубами и обматывать поясом любую часть тела соперника;
- упираться и отталкивать лицо соперника рукой или ступнёй;
- проводить болевые приёмы в любой части тела кроме локтевого сустава;
- выворачивать руку соперника более чем на 90⁰;
- производить захват головы и шеи обеими руками с последующим удушением;
- скрещивать ноги на голове и шее;
- при освобождении от захвата заламывать пальцы соперника;
- применять приёмы, которые могут навредить позвоночнику;
- выходить за территорию, отведённую для поединка и т. д.
Разрешённые приёмы в дзюдо делятся на 3 категории: Нагэ-вадза – техника бросков, Катамэ-вадза – техника удержаний, болевых, удушающих приёмов и Атэми-вадза – техника ударов по ключевым точкам. Схватка начинается в стойке и переходит в партер. Задача борца – первым сделать захват и совершить бросок.
Бросок
Броски применяются в дзюдо в стойке – Тати-вадза и с падением – Сутэми-вадза. Для того чтобы первым совершить бросок, борцы с раннего возраста учатся держать равновесие и контролировать пространство, а чтобы противостоять сопернику, изучают контрприёмы и способы сбросить захват. Рассмотрим, как происходят броски в стойке и с падением:
- Тати-вадза. Чтобы произвести бросок в стойке, необходимо оценить стойку противника и занять выгодную позицию. Выведение соперника из равновесия производится при помощи разных частей тела. Самые популярные броски – через спину и толчком назад. Броски в стойке делятся на 3 категории и имеют названия:
- Тэ-вадза – при помощи рук;
- Коси-вадза – через бедро и поясницу;
- Аси-вадза – при помощи ног.
- Сутэми-вадза. При броске соперника дзюдоист, осуществляющий бросок, падает сам. При совершении такого броска судьи оценивают не только технику, но и безопасность: приём, который может навредить борцу или его оппоненту, будет грозить присуждением наказаний или дисквалификацией. Броски при падении бывают:
- Масутэми-вадза – с падением на спину;
- Ёко сутэми-вадза – с падением на бок.
Для того чтобы броски не стали причиной травм (ушибов, растяжений и сотрясений), дзюдоисты с первых дней тренировок учатся правильно падать и укрепляют мышцы общеразвивающими упражнениями.

Фиксация
Удержания, болевые и удушающие технические действия – ряд приёмов, с помощью которых можно закончить поединок: прижать соперника к татами обеими лопатками или подготовиться к следующему приёму, чаще всего применяются в партере. Удерживающие приёмы используют для фиксации соперника на 20 секунд: этого времени достаточно, чтобы закончить схватку. Сковывания также ограничивают движения и представляют собой захваты верхних конечностей, под шею или под колено.
Болевые – Аси-гарами и удушающие – Окури-эри-дзимэ приёмы используются для того, чтобы противник сдался и не смог продолжать борьбу. Болевое воздействие обеспечивается выламыванием или сковыванием конечностей: плеча, лодыжки или локтевого сустава. Удушающие приёмы производят с помощью захвата ворота дзюдоги, который даёт возможность совершить перекрёстный манёвр и давление на шею.
Удар
Дзюдо является безударным искусством, однако некоторые удары отрабатываются в форме ката, когда технические действия имеют определённую последовательность и демонстрируют уровень мастерства дзюдоиста: состязания происходят в парах, где один борец (Тори) демонстрирует мастерство на другом (Укэ). На открытых соревнованиях запрещены любые виды ударов, на соревнованиях в форме ката – удары в пах. Часто удары применяются с подсечками и подножками, что даёт возможность вывести противника из равновесия. В дзюдо выделяют тычковые, рубящие, поддевающие и пинающие удары, однако основной урон в схватке не может быть нанесён ударом.
В дзюдо как в виде спорта технические действия применяются в соответствии с возрастом: новички в единоборстве начинают с изучения подсечек и подхватов, удушающие приёмы осваиваются спортсменами с 13– 14 лет, а для применения болевых захватов борцы знакомятся с анатомией, чтобы приём был эффективным, но при этом не навредил.
Как проходят соревнования
Дзюдо получило развитие в двух направлениях: традиционном и спортивном. Традиционное дзюдо следует принципам школы «Кодокан» и направлено на самооборону. Спортивное дзюдо приветствует соперничество и отличается большим количеством разрешённых приёмов. Соревнования по спортивному дзюдо проходят на международном уровне и входят в программу Олимпийских игр. Рассмотрим основные правила схватки и особенности выставления оценок.
Правила
В связи с особенностями дзюдо к соревнованиям допускаются спортсмены с 11–12 лет. Разграничение по возрасту также включает разграничение по весу (взвешивание происходит перед турниром) и определяет время поединка:
- младший возраст – 2 минуты;
- средний возраст – 3 минуты;
- кадеты – 4 минуты;
- юниоры до 20 лет – 4 минуты;
- взрослые – 5 минут;
- ветераны до 60 лет – 3 минуты;
- старше 60 лет – 2,5 минуты.
Состязания между дзюдоистами проходят в технике Сиай (с яп. – соревнования) и по Ката. Соревнования разделяются на личные, когда места присуждаются отдельным спортсменам, и командные, когда результаты каждого члена команды влияют на место в турнире. По системе выбывания участников соревнования бывают с утешительными встречами, когда у четвертьфиналистов есть возможность «отыграться» и побороться за 3 место, так и без них.

В начале и в конце каждой схватки борцы совершают поклон. Борьба начинается в положении стоя после команды арбитра «Хаджимэ». Команда «Матэ» временно приостанавливает поединок, а «Соро-мадэ» сигнализирует об окончании поединка. За время, отведённое для схватки, спортсмены демонстрируют владение техниками дзюдо и стратегии ведения борьбы. Каждое выполненное техническое действие оценивается, также на исход поединка может повлиять внешний вид борца – состояние дзюдоги и соблюдение требований длины и ширины, а также значительные и незначительные нарушения правил. За нарушение правил дзюдоистам назначаются наказания – Сидо. После трёх незначительных нарушений (пассивность, низкую защитную стойку) спортсмен дисквалифицируется, но за грубое нарушение, например, захват ноги противника в стойке, дзюдоисту объявляется Хансоку-макэ – дисквалификация, а его соперник автоматически одерживает победу.
Правила предъявляются также к месту проведения соревнований. Поединок проходит на квадратном ковре – татами – размером минимум 14×14 метров. Внутри ковра определяется зона схватки: минимальная – 8×8 метров, максимальная – 10×10 метров. Если по какой-то причине борцы вышли за дозволенные пределы, оцениваются только те технические действия, которые применялись в обозначенной зоне.
По окончании поединка выигрывает борец, показавший наилучшую технику с меньшим количеством замечаний от арбитра или соперник борца, который получил Хансоку-макэ. Если же в конце турнира у спортсменов оценки остались одинаковыми, победителя определяет дополнительный поединок – Голден скор, который длится до первой оценки или наказания. При командных соревнованиях, если к концу поединка баллы равны, объявляется Хики-ваке – ничья.
Категории оценки
Чтобы следить за ходом соревнований и определить победителя, назначается арбитр и 2 боковых судьи (в форме ката судей 5), на больших чемпионатах дополнительно ведётся видеосъёмка, где нарушения можно отследить на стоп-кадрах. Арбитр руководит поединком жестами и сигналами, его решения не оспариваются спортсменами и выполняются беспрекословно. Судьи располагаются по бокам и следят за ходом схватки, а при объявлении оценок или нарушений выражают своё мнение жестами, если оно отличается от мнения арбитра.
Технические действия имеют 2 вида оценок:
- Иппон – чистая победа. Оценивается в 10 баллов и может привести к победе в поединке даже после одного приёма. Чтобы получить Иппон, борцу необходимо выполнить следующее:
- бросить противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, а также ограничить его подвижность;
- удерживать соперника более 20 секунд;
- осуществить болевой или удушающий приём, в результате которого соперник признает поражение похлопываниями или словом «Маита» – сдаюсь;
- провести болевой или удушающий приём, результат которого будет известен судьям (например, потеря сознания соперника;
- Вадза-ари – полпобеды. Оценивается в 7 баллов и превращается в Иппон, если присуждается дважды. Дзюдоист получает Вадза-ари, если:
- совершает бросок противника с последующим удержанием, но при этом в броске упускает один из трёх элементов, необходимых для Иппона;
- удерживает соперника в пределах 20 секунд, но менее 25.
До 2017 года существовала третья категория – Юко – эффективный, которая оценивалась в 5 баллов и присуждалась, когда борец бросал противника на бок или применял удержание 15 и более секунд.
Требования к экипировке
Экипировка борцов – дзюдога – включает несколько элементов, каждый из них играет роль в обеспечении безопасности, комфорта и эффективности выполнения приемов. Форма борца состоит из куртки, штанов и пояса. Спортсмен без дзюдоги не допускается к соревнованиям, а также выступление в дзюдоге, не соответствующей стандартам Международной федерации дзюдо, может грозить штрафом или дисквалификацией.
На тренировках и соревнованиях допускается дзюдога синего и белого цветов, изготовленная из хлопка, для женщин-дзюдоистов обязательной является белая футболка. Пояс у спортсменов отличается по цвету и показывает уровень технической подготовки: белый – начальный, красный – полное овладение единоборством.
Выбирать дзюдогу следует по размеру: если рукава или штанины будут шире, чем нужно, это даст преимущества сопернику, если уже – не будет места для выполнения технических действий. Перед покупкой необходимо изучить требования к экипировке на соревнованиях:
- куртка должна покрывать бёдра и доставать до кистей рук, опущенных вниз;
- длина рукава – до запястья, минимальная длина – 5 сантиметров выше запястья;
- по всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10–15 см;
- пола куртки должны запахиваться слева на право на 20 сантиметров на уровне нижней части грудной клетки;
- брюки должны закрывать ноги до голеностопного сустава, минимальная длина – на 5 сантиметров выше;
- по всей длине штанины необходимо пространство в 10 – 15 сантиметров;
- ширина пояса дзюдоиста – 4–5 сантиметров, также длины должно хватать, чтобы обернуть его вокруг куртки два раза;
- пояс должен быть завязан в плоский узел, а концы оставались в пределах 20–30 сантиметров.
Покупать дзюдогу следует на 5 сантиметров больше роста, например, на рост 175 сантиметров выбирать 180, так как первая стирка может дать усадку ткани.
Развитие дзюдо в Беларуси и мире
В Беларуси развитие борьбы дзюдо как спорта прошло через несколько ключевых этапов, начиная с советских времён. В 1960-е годы восточное единоборство начало развиваться как спортивная дисциплина благодаря распространению секций в спортивных школах и институтах. Через 2 года на чемпионате Европы в составе первой в СССР сборной команды по дзюдо серебряную медаль завоевал уроженец Витебской области – Александр Лукашевич. В 1976 году Федерацию борьбы самбо БССР переименовали в Федерацию борьбы самбо и дзюдо БССР, а через год создали самостоятельную Федерацию дзюдо.

После распада Советского Союза и объявление независимости Беларуси борцы продолжали представлять страну под красно-зелёным флагом. В этот период была создана Белорусская федерация дзюдо, которая стала главной организацией, отвечающей за развитие единоборства в стране, а через 2 года Белорусскую федерацию дзюдо приняли в члены Европейского союза дзюдо и Международной федерации дзюдо. Дзюдоисты из Беларуси показывали успехи на Олимпийских играх, ключевыми фигурами стали:
- Татьяна Ледовская: бронзовая медаль на летних Олимпийских играх 1996 года в Атланте.
- Инна Соколова: бронзовая медаль на летних Олимпийских играх 2000 года в Сиднее.
- Игорь Макаров: золотая медаль на Олимпийских играх 2004 года в Афинах в весовой категории до 100 кг.
- Александр Шлык: бронзовая медаль на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине.
- Максим Минаев: бронзовая медаль на летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.
- Иван Мартыненко: бронзовая медаль на летних Олимпийских играх в Рио-де- Жанейро.
Самыми титулованными дзюдоистами мира, среди уроженцев Японии являются:
- Тадахиро Номура – единственный дзюдоист в истории, который выиграл три золотые медали на Олимпийских играх подряд (1996, 2000, 2004). Он выступал в весовой категории до 60 кг.
- Реко Тани – самая титулованная дзюдоистка в истории: семикратная чемпионка мира и двукратная олимпийская чемпионка (2000, 2004) в весовой категории до 48 кг. Тани также имеет пять серебряных и одну бронзовую медаль на чемпионатах мира.
- Ясухиро Ямасита – ключевая фигура в дзюдо, выиграл 203 из 204 своих поединков. Он также является четырёхкратным чемпионом мира и многократным чемпионом Японии.
По сравнению с другими боевыми искусствами: каратэ, тхэквондо или бразильское джиу-джитсу, дзюдо занимает одну из лидирующих позиций. Однако в общемировом рейтинге по популярности дзюдо уступает таким видам спорта, как футбол, баскетбол, теннис, лёгкая атлетика и плавание.
Последователи борьбы без оружия под понятием «дзюдо» подразумевают не только комплекс приёмов для самообороны, но и особую философию, а сочетание спортивных достижений, образовательных программ и социальных проектов делает дзюдо не просто видом спорта, но и частью культурного развития общества.